09 марта 2017

Краснодар включает индустриальный мотор

Краснодарские власти планируют превратить краевую столицу в мощный индустриальный центр юга России. Ожидается, что развитие нескольких индустриальных зон позволит в ближайшие годы привлечь в мегаполис до 100 новых предприятий.

 

«Клаас» планирует масштабные инвестиции в развитие производства в Краснодаре | Станкорепорт
Фото: Эксперт Юг №1 (399)


Кубань — регион с давно и прочно закрепившейся репутацией отечественной житницы и здравницы, с недавних пор ставший ещё и спортивной меккой с развитой транспортной инфраструктурой. Но со времён советского экономического районирования на его долю приходилась минимальная промышленная составляющая, состоящая главным образом из предприятий по обслуживанию АПК, стройкомплекса и туристического сектора. Но в последние годы муниципальные власти Краснодара прилагают большие усилия по изменению своей промышленной политики и привлечению крупных промышленных инвесторов.


Сегодня в Краснодаре всего 122 крупных и средних промпредприятия, на долю которых приходится почти четверть всего промышленного производства края. Лидерами городской индустрии в разных отраслях являются «Филип Моррис Кубань», «Клаас», производственная компания «СТАНК», «УК «Европа–Инжиниринг», НПП «Флореаль», «Электросевкавмонтаж» и др. Сегодня это — активные инвесторы в своё развитие. По итогам прошлого года объём отгруженных товаров собственного производства по крупным и средним промышленным предприятиям в действующих ценах составил 155,6 млрд рублей, что на 9,8% выше уровня 2015 года.

«У краевого центра раньше была достаточно парадоксальная структура экономики, а сейчас это типичный представитель экономики услуг, — считает Александр Полиди, заместитель секретаря Общественной палаты Кубани. — Да, исчезли несколько крупных промышленных предприятий, но такова общероссийская тенденция. Несмотря на спад в промышленности, экономика значительно выросла, потому что город сумел найти свою нишу. В Краснодаре — самый быстроразвивающийся в стране строительный комплекс».

Но сегодня у муниципальных властей превалирует идея добавить в экономическую структуру города серьёзную индустриальную составляющую.

«Развитие промышленности, основанное на передовых технологиях и инновациях, позволит не только обеспечивать внутренний спрос и создавать рабочие места, но и производить продукцию, востребованную на внутреннем и международном рынках», — считает мэр Краснодара Евгений Первышов.

 

Промышленность как драйвер

 

Стройкомплекс, мощным развитием которого отличается Краснодар, тянет за собой до 50 сопутствующих отраслей, включая дерево- и металлообработку. АПК — традиционный драйвер Кубани — также является базой для развития промышленности: сектор, с одной стороны, нуждается в стройматериалах, металлоконструкциях, технике и т. п., с другой — даёт сырьевую базу для пищевой промышленности. Стройиндустрия и АПК — это сегодня два сектора, которые являются «локомотивами» для краснодарской промышленности. По данным мэрии Краснодара, в 2016 году обработка древесины и производство изделий из дерева выросли сразу в 10,3 раза, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования — на 147,9%, производство машин и оборудования — на 143,3%.

На общем фоне сегодня выделяется один из лидеров регионального машиностроения комбайновый завод «Клаас», получивший в прошлом году статус российского производителя. С компанией заключён первый в России специальный инвестиционный контракт. По его условиям Claas вложит в завод по производству сельхозтехники в Краснодаре дополнительно 800 млн рублей. Наращивание производства комбайнов (в полтора раза) и тракторов (на треть) делает «краснодарского немца» заметным федеральным игроком. С изменением статуса на внутреннем рынке предприятие получает доступ ко всем федеральным преференциям и ожидает рост объёмов производства.

Кроме того, в 2018 году в районе посёлка Дорожный около Краснодара появится частный индустриальный парк АО «Тандер». На территории 548,6 га компания Сергея Галицкого на свои средства рассчитывает разместить 14 предприятий (комплекс по выращиванию шампиньонов, компостный завод, производство сухих завтраков и снеков, мелкоштучных мучных и хлебобулочных изделий, мороженого, рыбы и пр.). Строительство началось в 2016 году, общий объём вложений в промпредприятия «Тандера» составит 9 млрд рублей, здесь будут созданы 2,6 тысячи рабочих мест.

Но планы отдельных лидеров — не гарантия общего промышленного подъёма. Городу нужны более системные проекты — свои «силиконовые долины», «руры» и «манчестеры». Краснодар активно взялся за промзоны и кластеры.

 

Эффект промзон

 

«Важнейшее направление в промышленной политике Кубани — это создание сети промышленных парков, — уверен губернатор края Вениамин Кондратьев. — Планируется, что к 2020 году на территории края появится 11 промзон, пять из них будут частными. Первые промпарки должны начать свою работу в ближайшие два-три года».

Промышленный парк общей площадью 330 га появится в Восточной промзоне Краснодара (неподалёку от трассы М4 «Дон», аэропорта, железной дороги). В мэрии ожидают, что там будут размещены почти 70 предприятий. По замыслу властей, первые 12 могут появиться там уже в ходе освоения первой очереди парка, намеченной как раз на ближайшие три года. Появление столь мощного индустриального пула, по оценкам, потребует не менее 13 тысяч высококвалифицированных рабочих. Этот проект планируется презентовать в Сочи на Российском инвестиционном форуме в феврале 2017 года.

Предполагается, что в Восточной промзоне уже в нынешнем году будет размещена подстанция 220 кВ, мощностей которой хватит для обеспечения энергоресурсами всех резидентов. Муниципальные власти для привлечения инвесторов обещают различные меры господдержки для налаживания инженерной и транспортной инфраструктуры. А также установление ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в краевой бюджет, в размере 13,5%. Кроме того, на срок от 5 до 10 лет для резидентов будет установлена льгота по налогу на имущество (77–99% от суммы налога в зависимости от величины вложений).

Ещё один частный парк (площадью 6,1 га) до 2018 года в жилом районе «Европея» планирует создать ООО «УК “Европа–Инжиниринг”».

В случае реализации планов по развитию государственных и частных индустриальных парков в Краснодаре ожидается появление порядка сотни новых предприятий и до 20 тысяч рабочих мест. Это предполагает как заметное расширение круга игроков в городе, так и увеличение примерно на четверть количества занятых в индустриальном секторе. Сегодня, напомним, из общего числа в 1778 предприятий лишь 122 относятся к сегменту крупных и средних. Запуск промзон позволит превратить Краснодар в региональный индустриальный центр.

Восточная промзона Краснодара создаст не менее 13 тысяч рабочих мест для квалифицированных специалистов | Станкорепорт
Фото: Эксперт Юг №1 (399)


На кого делать ставку

В промышленности Краснодара сегодня представлены игроки разного типа, каждый из которых преследует собственные цели и имеет собственные пути развития.

«Это прежде всего холдинговые структуры, местные производители с собственной материально-технической базой и оборотным капиталом, средние промышленные предприятия, которые являются потенциальными потребителем всех видов услуг и продуктов, и малый бизнес”, — говорит глава управления интеграции инноваций промышленной группы «ТЕГАС» Константин Анисимов.

Холдинги лидируют на самых привлекательных рынках — прежде всего, в строиндустрии и АПК. Они, как правило, сближают сырьевую, производственную базы, формируют собственную сбытовую сеть в опте и рознице, что позволяет максимально снизить себестоимость и цену товара. Группы имеют собственную инвестиционную базу, возможность привлекать ресурсы. Поддерживать крупных игроков выгодно для региональных и муниципальных властей, учитывая их вклад в налогооблагаемую базу. Наверняка именно они станут индустриальными локомотивами новой региональной политики города.

Средние игроки, располагающие ресурсами, свою стратегию строят на инвестировании в расширение бизнеса с целью увеличения доли в существующем сегменте, диверсификации деятельности в смежных областях бизнеса и вложении средств в новые перспективные направления. Их стратегии позволяют в том числе решать точечные вопросы в сфере инноваций. Средние промышленные предприятия строят стратегию на оптимизации своей деятельности с целью сохранить ресурсы для собственного развития. По мнению г-на Анисимова, как раз этот сегмент наиболее заинтересован в наличии новых технологий и в инновациях, научных разработках, технических решениях. Как раз здесь для властей есть обширное поле для помощи предприятиям по взаимодействию с техническими вузами.Ибо своих финансовых ресурсов, как правило, промышленникам не хватает.

Сегмент малого промышленного бизнеса является самым проблемным. Малые предприятия должны быть мотивированы на участие в инновационных процессах больше всех, так как новые технологии могут стать для них защитой в ситуации обострения конкуренции. Но далеко не всегда у них это получается. Своих средств на модернизацию и инновации у них, как правило, нет. Привлекать заёмные ресурсы сегодня непросто. Чтобы не быть поглощёнными крупным бизнесом, им жизненно необходимо постоянно обновлять технологии и продуктовые линейки. «Однако руководители малых предприятий ищут чаще не новые разработки, а новые сферы применения для своих продуктов, так как они лучше всего знают именно свой продукт», — говорит Константин Анисимов, подводя к выводу о том, что на этот сектор довольно сложно делать ставку. Впрочем, для этой аудитории могла бы быть полезной специальная инфраструктура, которая часто создаётся регионами для поддержки производителей — например, промышленные коворкинги, технопарки и инновационные предприятия на базе университетов, реальные кластеры, вовлекающие небольших производителей.

 

Два «узких» места

 

Эксперты, с которыми мы общались, называют две основные проблемы, которые лежат на пути промышленного развития города — транспортная доступность и наличие высококвалифицированной рабочей силы. Сегодня Краснодар и без промгигантов задыхается в многокилометровых пробках уже на въезде в город. Это неприятный фактор для бизнеса — потери времени катастрофически снижают оборачиваемость средств. До той же Восточной промзоны быстро добраться и сейчас затруднительно. «Особенно неприятен тот факт, что в прошлом году была свёрнута программа “Краснодару — столичный облик”, которая предусматривала выделение на развитие инфраструктуры города, в том числе дорожной сети, более 26 миллиардов рублей, две трети из которых — из средств регионального бюджета, — рассказал “Эксперту ЮГ” директор представителя АО “ФИНАМ” в Краснодаре Дмитрий Виноградов. — Отсутствие проработанной политики в сфере решения проблем транспортной доступности снижает инвестиционную привлекательность вложений в развитие промышленности Краснодара». Эту проблему обязательно нужно учесть, проводя работу по корректировке генерального плана Краснодара, запланированную на этот год.

Вторая проблема также лежит на поверхности. В мэрии Краснодара «Эксперту ЮГ» сообщили, что на начало 2017 года в промышленном секторе занято 67 тысяч человек (12,6%) от общего количества работающих в городе. Если к 2018 году в Восточной промзоне и индустриальном парке «Тандера» должны работать уже более двух десятков предприятий с тысячами рабочих, то становится понятно, что поиск такого количества профессиональных кадров — серьёзная задача для инвесторов. Готовить эти кадры уже некогда, а значит — нужно переманивать их из других регионов, переплачивая за создание привлекательных условия для переезда. А если речь идёт о переездах с семьями, город получает дополнительную нагрузку на социальную инфраструктуру, которая за период строительного бума отстала от нормы.

Развитие промышленности — амбициозная цель, достичь которой у Краснодара есть все шансы. Но это развитие требует вмешаться в стратегию города, чтобы заложить сценарии расшивки «узких» мест, которые видны уже сегодня.

 

 


Автор: Сергей Кисин
Источник: Эксперт Юг №1 (399)

Рекомендуемые новости