31 июля 2018

Обучать и выращивать

В Алтайском крае растет производство в отрасли машиностроения — в шесть раз за последние четыре года. При этом наибольшие успехи демонстрирует рынок сельскохозяйственной техники — одно из приоритетных направлений промышленности аграрного региона. Инвестиции в основной капитал предприятия этого сегмента в прошлом году увеличили в два раза. Уделяет внимание отрасли и государство, субсидирующее технологическое развитие. Однако при всем высоком потенциале рынка, считают промышленники, развитие машиностроения на Алтае сдерживает отсутствие специалистов.

 


Источник: Коммерсант

По пути возрождения

Машиностроительная отрасль в Алтайском крае занимает твердые позиции, а ее доля в структуре обрабатывающих производств ежегодно растет. Так, еще в 2016 году она составляла около 16%, в 2017-м — более 20%, по итогам первых пяти месяцев 2018-го достигла 21,9%.

Предприятия региона выпускают продукцию для оборонно-промышленного комплекса, энергомашиностроения, вагоностроения, станкостроения, дизелестроения и других сегментов. В некоторых сферах выпускаемая предприятиями техника занимает существенную долю в общем производстве машин России, например, железнодорожные вагоны, сельскохозяйственные машины, котельное и геологоразведочное оборудование.

Рынок развивается, отмечают в правительстве края, растет внимание к этой сфере промышленности, прежде всего со стороны бизнеса. За последние три года предприятия машиностроительной отрасли Алтайского края инвестировали в основной капитал более 1,7 млрд руб. Наибольший вклад в развитие внесли АО «БПО „Сибприбормаш“», АО «Барнаульский патронный завод», ООО УК «АЗПИ» и АО «Алтайвагон».

За прошедшие четыре месяца этого года наибольшая инвестиционная активность наблюдается в производстве сельскохозяйственных машин и оборудования, предприятия этого сегмента увеличили вложения в 2,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. В производстве транспортных средств — в 2 раза, компьютеров, электронных и оптических изделий — в 1,7 раза.


Источник: Коммерсант

Промышленники региона отмечают: увеличение инвестиций диктует как внутренний, так и внешний рынок. Заказы на поставку машин и оборудования поступают с разных концов России, растут аппетиты и у иностранных партнеров. Так, по данным Сибирского таможенного управления, с января по март этого года стоимостный объем экспорта машиностроительной продукции в Алтайском крае вырос в 5,7 раза. «Прежде всего за счет поставок железнодорожных и трамвайных вагонов в Казахстан»,— отмечают в ведомстве. В СНГ количество поставок в этом году в стоимостном выражении выросло в 6,6 раза, в страны дальнего зарубежья — в 1,5 раза.

Общая стоимость всех отгруженных товаров машиностроительными предприятиями региона за первые пять месяцев этого года составила 25,8 млрд руб. (против 21,7 млрд руб. в аналогичный период 2017 года).

Генеральный директор АО «Алтайский завод сельскохозяйственного машиностроения» Татьяна Филидова отмечает, что увеличения производства алтайские предприятия добиваются путем модернизации. «В первую очередь это происходит за счет роста производительности труда и замены оборудования на более современное и эффективное. Конечно, не обходится без увеличения численности производственного персонала. Естественно, мы работаем над оптимизацией производственных процессов, стараемся сокращать время ожидания заготовок у станков, время перемещения товарно-материальных ценностей между участками»,— говорит госпожа Филидова.

Увеличить объемы производства ООО «Агроцентр» смог за счет непрерывного ведения научно-исследовательской деятельности и выпуска на рынок новых единиц эффективной техники, предназначенной для более качественного выполнения агротехнических операций, говорит председатель совета директоров предприятия Александр Костин.

Важное значение при этом имеет и государственная поддержка, направленная как на непосредственное увеличение объемов продаж, так и на обновление парка оборудования и развитие экспорта,— отмечает он.

В 2017 году инвестиции в основной капитал компании «Агроцентр» составили 20 млн руб. Средства потрачены на приобретение дополнительных станков и оборудования, а также расширение производственных площадей.

Секрет успеха

По мнению врио начальника управления Алтайского края по промышленности и энергетике Владимира Локтюшова, залогом стабильного развития алтайского машиностроения является высокая степень его дифференцированности. «В случае замедления темпов развития некоторых сегментов отрасли всегда происходит компенсация за счет роста в других. Так, после кризисных явлений в отрасли вагоностроения 2013–2016 годов, в январе-мае этого года рост объема отгруженных товаров по виду деятельности "Производство прочих транспортных средств и оборудования" является рекордным и составляет 138,9% к соответствующему периоду прошлого года»,— подчеркнул собеседник.

Этот подход демонстрирует Алтайский приборостроительный завод «Ротор», совмещающий производство военно-промышленной продукции и потребительских товаров, например электромясорубки, автокомпрессора, зернодробилок и электросепараторов.

Диверсифицирует производство и Рубцовский филиал АО «НПК „Уралвагонзавод“», основная продукция которого — техника военного и гражданского назначения, в том числе боевые машины, тягачи и грузовой транспорт. В прошлом году государство выделило предприятию субсидию на развитие новой гражданской техники, средства пошли на разработку специальной высокопроизводительной лесозаготовительной машины. «У нее много различных преимуществ перед своими зарубежными аналогами. Взять хотя бы ходовую часть — большая часть зарубежной техники работает на колесах, наша — исключительно на гусеничном ходу»,— отмечает заместитель директора по производству филиала Александр Бодянский.

Лидеры отрасли

Одним из основных направлений алтайской промышленности в последние годы стало сельскохозяйственное машиностроение, создание сборочных производств, выстраивание кооперационных связей крупных и мелких производителей, в том числе на кластерной основе.

Так, в 2010 году здесь было создано некоммерческое партнерство «Алтайский кластер аграрного машиностроения». В его состав вошли 28 организаций, из них 19 промышленных предприятий, органы исполнительной власти региона, общественные организации, Алтайская машиноиспытательная станция, научные и образовательные учреждения.

Задачами коалиции являются объединение интеллектуального, производственного, финансового и административного ресурсов в сфере инноваций отрасли и создание машин нового поколения в виде технико-технологических комплексов.

Благодаря кластерному слиянию алтайские сельскохозяйственные машиностроители приступили к сотрудничеству с Петербургским тракторным заводом и организовали выпуск колесных дисков. До последнего момента российские фермеры закупали их в Украине, организация производства в Алтайском крае позволила решить задачу импортозамещения. «Это сотрудничество можно без всяких натяжек считать результативным и взаимовыгодным,— считает директор АО „Петербургский тракторный завод“ Сергей Серебряков.— Кроме организации сборочного производства, мы совместно решили более важную задачу — организовали поставку комплектующих с предприятий Алтайского края на головной конвейер в Санкт-Петербург».

Движение идет, отрасль настроена на освоение технически сложных моделей для аграрного сектора, автоматизацию производства, отмечает исполнительный директор регионального Союза промышленников Сергей Куркин.

К примеру, ЗАО «Рубцовский завод запасных частей» начало выпуск глубокорыхлителей и плугов, запрос на которые вырос в связи с увеличением посевных площадей в регионе и начатой кампанией по импортозамещению. «У нас самое большое поле среди регионов Сибири, и для его обработки требуется современная высокоэффективная техника, чтобы посеять в сжатые сроки, убрать урожай без потерь, учитывая сложные резко континентальные погодные условия и многое другое. При этом приобретение зарубежной техники сдерживает высокая цена, в том числе и на комплектующие. Выпуск российских современных машин для сельского хозяйства — главная задача для аграрного машиностроения и она решается в Алтайском крае»,— сообщил Сергей Куркин.

В условиях импортозамещения за последние четыре года алтайские машиностроители увеличили производство сельскохозяйственной техники в семь раз: с 2,1 млрд руб. в 2014 году до 15,7 млрд руб. в 2017 году.

В целом, отмечают представители отрасли, консолидация усилий предприятий сельхозмашиностроения в кластер и оказание мер государственной поддержки позволили Алтайскому краю войти в число лидеров предприятий России по производству аграрной техники. Так, по данным ассоциации «Росспецмаш», три региональных компании — ООО «Агроцентр», ОАО «АНИТИМ» и АО «Алтайский завод сельскохозяйственного машиностроения» вошли в рейтинг крупнейших в России.

У нас выпускается каждая вторая секционная борона, каждая четвертая дисковая борона, каждая шестая сеялка с механическим высевом из тех, что производятся в России. Алтай практически является монополистом по изготовлению пружинных борон,— подчеркивает господин Куркин.

Финансовая поддержка

Правительство Алтайского края поддерживает развитие стратегической для аграрного региона отрасли сельскохозяйственного машиностроения. Консолидированная поддержка из федерального и регионального бюджетов только для сельхозмашиностроения края за последние три года превысила 750 млн руб.

Государственное финансирование, безусловно, является для промышленников значительным подспорьем при проведении научно-исследовательских работ, внедрении инноваций, выпуске пилотных партий продукции, обновлении парка производственного оборудования и способствует росту оборотного капитала. Благодаря этому мы имеем возможность создавать новые рабочие места и увеличивать объемы выпуска техники, в том числе инновационной,— отметил Александр Костин.

Благодаря этим программам компании могут как модернизировать уже существующие линии, так и открывать совершенно новые производства, которые позволяют стать более конкурентоспособными в своем сегменте, отмечают в АО «Алтайский завод сельскохозяйственного машиностроения».

Мы уже пятый год участвуем в региональной программе поддержки НИОКРа, получаем грант на разработку какого-либо инновационного агрегата. Разрабатываем, отчитываемся и можем подтвердить, что это очень удачная действующая программа. Порядка десяти алтайских заводов ежегодно получают этот грант на сумму до 2 млн руб. от губернатора,— сообщила Татьяна Филидова.


Источник: Коммерсант

Движение без кадров

Учитывая политику государства, направленную на развитие несырьевых отраслей экономики и импортозамещения, отрасль машиностроения в целом по стране имеет все шансы на успешное развитие, говорит директор ООО «АСМ-Алтай» Михаил Геронимус.

Что касается машиностроения Алтайского края, то его перспективность нельзя оценивать в отрыве как от отрасли по стране в целом, так и от экономической ситуации. Мы все находимся на одном корабле. А вообще у нас в крае есть все предпосылки к развитию машиностроительной отрасли — есть сильная школа, кадры и, самое главное, большое желание работать и расти,— отметил собеседник.

Однако надо понимать, что за последние 25 лет произошла технологическая революция в сельском хозяйстве, как и во многих других отраслях мировой экономики, отмечает Сергей Куркин. «Чтобы быть востребованными не только внутри России, нужны кадры, нужен новый подход к промышленному дизайну, новые разработки»,— комментирует эксперт. И в этой части, говорит госпожа Филидова, развитию машиностроения в Алтайском крае препятствует по большей части нехватка квалифицированных кадров.

Находясь здесь, можно найти и купить где-то станки, построить с нуля завод, воспользоваться средствами господдержки. А вот с кадрами есть сложности, особенно с высококвалифицированным инженерно-техническим персоналом, с операторами станков с ЧПУ, с термистами и другими редкими специальностями. Мы и привлекаем такие кадры извне, и сами стараемся их обучать, выращивать. Если нам удается найти какой-то бриллиант, то мы его тут же рекрутируем,— рассказала Татьяна Филидова.

Чтобы решить проблему дефицита кадров, в Алтайском крае реализуется государственная программа по подготовке специалистов для народного хозяйства России. По данным Союза промышленников Алтайского края, в период реализации этого проекта обучение прошли более полутора тысяч руководителей среднего и высшего звена. Из них 326 стажировались в ведущих компаниях Германии, Японии, Франции, Китая, Италии, США и других стран. Кроме президентской программы, в регионе успешно работает губернаторская программа управленческих кадров.

Я считаю, что машиностроение — очень перспективная отрасль как в Алтайском крае, так и в стране. Для наглядности: в Ассоциацию „Росспецмаш“ входит порядка 180 предприятий и мы ежегодно видим там рейтинг лидеров. Так вот, если взять всю отрасль машиностроения, то три алтайских завода входят в число 15 самых крупных заводов России, занимающихся сельхозмашиностроением. В Ростове есть Ростовский завод, в Петербурге — Питерский тракторный завод, в Самаре — «Евротехника» (AMAZONE), а у нас сразу три завода. И я думаю, что если будет усилена поддержка на государственном уровне, то все заводы благодарно откликнутся на большее внимание. Развиваться нам есть куда,— рассказала Татьяна Филидова.

Положительно оценил перспективы предприятий региона, производящих машиностроительную продукцию для сельского хозяйства, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По мнению эксперта, это объясняется и развитием сельского хозяйства на востоке страны, что потребует новой техники, и близостью их к зарубежным рынкам сбыта, куда она может поставляться. «Но конкуренция на этом рынке будет расти, в этом нет никаких сомнений, а значит, им нужно будет сделать свою продукцию не только привлекательной по цене, но и высокого качества, позволяющей работать максимально комфортно и эффективно. Кроме этого, она должна потреблять меньше дорожающих горюче-смазочных материалов, минимизировать возможные потери. Задачи перед машиностроителями края стоят масштабные, но решить их им под силу»,— полагает господин Баранов.


Источник: Коммерсант

Автор: Светлана Донская

Рекомендуемые новости