Источник: Журнал "Столица Москва"
Максим Валерьевич, неоспоримый факт: ныне компания «СТАН» – лидер российского станкостроения. Как этого удалось добиться?
За пять лет существования компании мы действительно завоевали свою нишу на рынке. Обратимся к истории: первый завод был приобретен нами в сентябре 2012 года в небольшом башкирском городе Стерлитамаке. Мы зашли на убыточное предприятие в тяжелый момент, когда производство стояло на грани развала, а сотрудники – на пороге сокращения. И, тем не менее, в короткие сроки нам удалось вдохнуть новую жизнь в производство и перезапустить завод. За первый год работы под нашим управлением некогда убыточное предприятие сделало выручку в 503 млн рублей. Подчеркну: ничего подобного ни разу не случалось за всю историю этого завода! В 2013 году актив компании пополнил Коломенский завод тяжелого станкостроения, в 2014 – Рязанский станкостроительный завод и Ивановский завод тяжелого станкостроения. Московский завод «Шлифовальные Станки» присоединился к компании «СТАН» в начале 2015 года, в 2016 году в Кимрах была открыта площадка на базе Савеловского машиностроительного завода, а в 2017 году в состав СТАНа вошло ООО «Донпрессмаш». Таким образом, сегодня у нашей компании семь производственных площадок, которые в общей сложности занимают 50% рынка металлообрабатывающего оборудования, выпускаемого в России, а по узкой номенклатуре – 80-90%. Словом, мы выкупили ключевые заводы отрасли, сохранили на предприятиях людей. Сберегли производственный потенциал. И сейчас при всей обстановке, которая сложилась в отрасли, мы видим одной из своих ключевых задач повышение компетенций конструкторов, обучение персонала.
Какая стратегическая задача ставилась вами пять лет назад, когда вы запускали бизнес?
Вывести приобретенные нами заводы из банкротного состояния, консолидировать активы, а главное – сохранить людей. И обеспечить заказы предприятиям. Что, собственно говоря, и произошло. Мы соединили в дальнейшем наших конструкторов и наших заказчиков, которые напрямую взаимодействуют друг с другом, и эта модель стала очень привлекательной: одни говорят, что хотят, другие придумывают, как эффективнее выполнить озвученные пожелания. Вот, к примеру, станок «СТЦ П80», пятикоординатный обрабатывающий центр, или, проще говоря, портальный станок – плод такого союза. Вообще, удовлетворение всех требований наших заказчиков – основополагающий принцип нашей работы.
Какие на сегодняшний день вы бы могли выделить приоритеты в деятельности компании?
Значительная часть клиентов компании «СТАН» задействована в оборонно-промышленном секторе, хотя и сугубо гражданских заказчиков исключать тоже нельзя. Просто в «оборонке» более масштабно идет техническое перевооружение. Соответственно, и более востребована наша продукция. И потому наш ориентир – потребности оборонно-промышленного комплекса страны. Каковы они, эти потребности? Качественно и быстро изготовить какую-то конкретную деталь, которую наши станки умеют делать. Первоначально мы ориентировались на ту технику, которая изготавливается иностранными производителями. При этом достаточно быстро мы смогли восстановить и производство, и конструкторскую работу в наших активах. Поэтому сейчас образцы нашей техники ничем не уступают иностранным образцам, а где-то и превосходят зарубежные аналоги, что подтверждают наши заказчики объемом тех заказов, которые мы имеем. В год наши заводы выпускают от 2 до 10 новых образцов техники. Это продиктовано появлением новых технологий, новых подходов, новых требований наших заказчиков. Сейчас мы уже не просто станки поставляем, а поставляем, по сути, комплексные решения: лучше и быстрее сделать ту или иную деталь. Сделать лучше, чем наши российские и зарубежные коллеги – вот наш приоритет. Наши конструкторы радуют заказчиков появлением новых образцов.
Инновационный ассортимент продукции «СТАНа» – каков он? Можно ли сказать, что ряд техники, которую вы делаете, вообще на российском рынке уникален?
Безусловно. К примеру, наш стерлитамакский завод выпускает уже упомянутый мною портальный станок «СТЦ П80» – это действительно уникальный обрабатывающий центр. Его возможности позволяют вести обработку труднообрабатываемых материалов на максимальных режимах резания. Кроме того, есть оборудование, позволяющее производить изделия высотой 20 метров, под 1000 тонн весом – никто в мире ничего подобного не делает. Мы по ряду позиций превзошли мировых станкостроительных лидеров. В коломенской линейке, которую традиционно применяет в своей работе Роскосмос, есть изделия, аналогов которым нет в мире. И все это благодаря нашим специалистам, многие из которых вышли еще из советской производственной школы. А с помощью мер государственной поддержки мы их сохранили. На наших заводах производится продукция и типовых линеек, которые и в России, и в других странах мира предприятия освоили и предлагают. Но есть вещи, которые можно назвать исключительно нашими разработками. Хонинговальное оборудование в вертикальном исполнении, например, не делает никто, кроме нас. Наш московский завод по изготовлению станков профильного и прецизионного шлифования не имеет аналогов на территории России и очень успешно конкурирует с мировыми лидерами в этой отрасли. А стерлитамакский завод изготавливает специальные станки для обработки лопаток газотурбинных двигателей. В мире подобных производителей меньше, чем пальцев на руке. Мы постоянно дорабатываем эти и другие виды техники. Что позволяет нам успешно конкурировать на мировом уровне.
Чтобы оставаться на тех высотах, о которых вы рассказали, нужны очень квалифицированные кадры. А это острейшая проблема для России. Как HR-вопрос решается в компании «СТАН»?
Буду краток: растим! Вот сейчас совместно с московским университетом «Станкин» намерены создавать большие программы по привязке людей, которых этот вуз обучает, к месту работы, то есть к нашим предприятиям. Аналогичные соглашения о сотрудничестве заключены с Московским политехническим университетом, Башкирским госуниверситетом. В наших активах трудятся 2300 человек, из которых 380 – конструкторы. Это серьезный производственно-конструкторский показатель. Наш повод для гордости. А еще в части подготовки кадров мы намерены выстраивать партнерские отношения с профильными колледжами.
Ваша продукция очень существенно выделяется своим дизайном. Черные цвета с золотыми вкраплениями сильно привлекают к себе внимание. Можно ли сказать о том, что вы продвигаете новый облик российского станкостроения?
Именно об этом и идет речь. Однако это дизайнерское решение еще и функционально. Часть инвестиций была направлена на разработку новой кабинетной защиты – это как раз и есть функциональная сторона дизайна. Такие методы давно применяют наши зарубежные коллеги, нам нужно было подготовить определенный ответ, и он удался – по количеству посетителей нашего стенда на выставках мы это отчетливо уловили.
Компания «СТАН» объединяет, как вы уже сказали, семь крупных российских производств. Можно ли сказать, что ваша компания – социально ответственный бизнес?
Безусловно. Небольшой факт: на станкостроительных заводах, куда мы приходили, бывали ситуации, когда до нас зарплаты не выплачивались по 4 – 5 месяцев. Сейчас механизм выплаты заработанной платы отрегулирован, как часы, день в день. Действуют у нас и социальные проекты. В частности, в рамках договора «СТАН» с ПАО «Туполев» мы планируем поставку нескольких десятков обрабатывающих центров и станков различного назначения для их учебного центра. Это важно для подготовки кадров.
СТАН сегодня:
- Крупнейшая российская интегрированная станкостроительная компания
- Более 50% отечественного рынка производства металлообрабатывающих станков
- Проектирование, производство и сервис современного станкостроительного оборудования
- 7 производственных площадок в регионах России
Максим Валерьевич, вы председатель Комитета «Деловой России» по тяжелому машиностроению и станкостроению. Решение каких вопросов, на ваш взгляд, могло бы ускорить развитие отечественного станкостроения?
На нескольких заседаниях нашего Комитета мы приняли целый ряд ключевых решений, которые, на мой взгляд, могут серьезно помочь отрасли. Сейчас мы готовим документы, которые за подписью главы «Деловой России» Алексея Репика будем отправлять в российское правительство. В них два предложения. Первое – вопрос об усовершенствовании тендеров, которые сегодня регламентируются ФЗ за №№ 44 и 223, где требования к участникам тендеров, на наш взгляд, прописаны очень формально. В итоге на рынке появилось полтысячи компаний, которые ничего не производят, но выигрывают тендеры, а в дальнейшем получают деньги и часто просто растворяются. Кроме того, на протяжении ряда лет, пока отрасль была в упадке, вокруг нее сгруппировалось множество компаний, занимавшихся исключительно поставкой зарубежного оборудования. Сейчас рынок меняется, и недавние поставщики вдруг разом стали производителями отечественных станков, которые стремятся стать партнерами корейских и китайских компаний. На поле военно-промышленного комплекса пытаются попасть компании, которые не собираются в принципе создавать инженерные центры и заниматься новыми разработками. Их задача – соорудить станок как можно проще и дешевле и продать его потребителю, не заботясь о качестве. Соответственно, есть прямая угроза имиджу настоящего российского станкостроения. Второй момент: если на российский рынок придут азиатские производители, которые пройдут по формальным признакам локализации и будут попадать на тендеры, наша «оборонка» будет жить на азиатских станках, а отнюдь не на отечественных. Каков выход из положения? Мы считаем, что на пути такого развития событий должен встать институт добросовестных поставщиков и производителей, который должен появиться в нашей стране как можно скорее. Комитет вышел с инициативой создать данный институт, который через систему аккредитации отсекал бы компании-пустышки. Только так в отрасли можно будет навести порядок.
Какова стратегия дальнейшего развития компании «СТАН»?
Когда мы заходили в отрасль, отечественные станкостроители занимали 2-3 процента от всего объема нашего внутреннего рынка. Сегодня эта цифра перевалила за 10 процентов. Задача у нас стоит к 2020 году закрыть 40% рынка. А к 2023 году – уже 60 процентов. Наша компетенция – высокоточные, уникальные, сложные станки; производство высокотехнологичного оборудования, которое, как воздух, нужно, прежде всего, отечественному ВПК. На прошедшей недавно в Москве крупнейшей международной промышленной выставке «Металлообработка-2017» СТАН подписал ряд стратегически важных соглашений о сотрудничестве с ПАО «ОАК», «ТРВ-Инжиниринг», ОСК, ОДК и «Вертолетами России». Планируется поставить более 200 обрабатывающих центров производства СТАН для предприятий, входящих в состав этих холдингов. Словом, мы намерены придерживаться политики реализации самых смелых и амбициозных планов, внося свой вклад в создание технологической независимости России.