17 января 2018

Умелых ручек не хватает

В День детских изобретений директор станции юных техников рассказал о проблемах и будущем сферы технического детского творчества

 


Источник: АиФ

17 ноября отмечают День детских изобретений. Стремятся ли сегодня дети заниматься техническим творчеством и каким именно рассказал директор станции юных техников Александр Стреков.


Александр Стреков родился в Воронеже в 1957 году. Окончил механический факультет Воронежской лесотехнической академии. Более 30 лет работает в сфере дополнительного образования.


Робот роботу рознь

Александр Васильевич, чем сейчас интересуются дети и захватывает ли их техническое творчество?

В какой-то степени мы должны сами формировать интересы детей, рассказывать им о том, чем они могли бы заниматься, искать в них отклик. Если же этого не делать, а сразу спрашивать ребёнка, чего он хочет, то ничего путного не получится. В целом у детей есть интерес ко всем направлениям. Причём тем же авиамоделированием или радиотехникой увлекаются не только мальчики, но и девочки.

Детям также интересна робототехника. Кроме того, в нашем центре они изучают программирование, потому что без этого в робототехнике никуда. Сейчас, например, мои ребята собирают автоуборщика, который собирает мусор на воде.

Что сегодня рассказывают на занятиях по робототехнике?

Классическая робототехника и раньше нравилась детям, но она немного отличалась от того, что сейчас понимается под этим словом. Например, сегодня устраивают различные роботофестивали, но многие представленные там проекты просто собраны из Lego. Почему-то считается, что эти конструкторы помогут двинуться к какому-то прорыву. Но, мне кажется, это не совсем робототехника, скорее — просто классная игрушка. Тебе дают инструкцию к конструктору, где на выбор есть до 50 вариантов проектов, и ты по этой инструкции всё собираешь. В итоге робот мигает и движется, но как он работает, ребёнок не понимает.

Конечно, это удобно для преподавателя, да и найти человека, который расскажет детям, как собрать конструктор, проще, чем того, кто объяснит суть процессов. Впрочем, я не говорю, что конструктор — это плохо. Но он нужен для начального этапа. Если приходит ученик старшего возраста, максимум этим можно позаниматься два-три месяца. Потом становится неинтересно, ведь нет движения вперёд. Поэтому, мне кажется, должна быть классическая робототехника. Когда ребёнок понимает, как именно функционирует робот, он может включить фантазию и сделать что-то новое, а не просто то, что указано в инструкции.

Смартфоны заменили всё

Дети действительно что-то изобретают?

Для каждого ребёнка, когда он что-то делает впервые, — это почти изобретение. Идея станций юных техников в том, чтобы создавая игрушки, а именно так дети представляют судо-, авто- или авиамоделирование, можно было чему-то научиться. Радиоуправляемые модели для юных изобретателей - тоже поначалу забава, а не сложная в производстве вещь. Но постепенно, в процессе работы, они учатся и начинают относиться ко всему по-другому. Помню, как-то ребята занимались радиоуправляемыми моделями и при поступлении в политехнический вуз показали их приёмной комиссии. Они оказались единственными, кто принёс свои разработки. И это был показатель даже не того, что у них есть какие-то знания, а того, что им это интересно и у них есть мотивация стать конструкторами или инженерами. Они этим жили, в то время как их многие их сверстники просто пришли получить дипломы.

Насколько современные школьники отличаются от тех, что были лет 10-15 назад?

Ещё одна проблема — дети стали плохо работать руками. Не хватает аккуратности, привычки что-то собирать, создавать. Даже отмерить сантиметры по линейке не могут правильно, почему-то начинают с единицы. Впрочем, возможно, просто нет мотивации это делать. Я, допустим, почти всю жизнь занимался техническим творчеством. Был, правда, десятилетний период после армии, когда работал на заводе. И я видел, что многое, чему научился на станции, мне пригодилось в производстве.

Вот и сейчас знания, которые они здесь получают, помогут в будущем инженеру, конструктору, технологу. Потому что, чтобы сделать модель машинки, нужны какие-то азы черчения, понимание принципов работы двигателя, знания о прочности материалов. Плюс та самая работа руками, но уже на учебном станке.

Куда податься?

На ваш взгляд, достаточно ли сегодня технических станций и кружков для детей?

Скажу прямо — учреждения технического профиля закрывают. Частично что-то объединяют, а что-то исчезает совсем. Мне это кажется неправильным. Раньше и при заводах были технические станции. Например, в Воронеже такие открывали при шинном, авиационном, станкостроительном, машиностроительном заводах. Сегодня все они закрыты. А ведь они выполняли не только образовательную функцию, но и помогали в решении кадровых вопросов. Сейчас на заводах понимают, что людей, которые хотели бы у них работать, становится мало. Но о детских технических студиях всё равно не думают. Кроме того, станции юных техников выполняли социальную задачу. Сюда могли ходить все дети без исключения, кружки располагались рядом с домом или с работой родителей.

Недавно ко мне приходил бывший ученик и говорил, что только знания, полученные на станции, пригодились ему в работе. У него в то время была непростая жизнь и проблемная семья. И как-то летом на школьных каникулах он сам к нам пришёл, ходил целый месяц каждый день — один. Не по дворам слонялся, а именно занимался.

А сейчас станций всё меньше, и это грустно. Хотя недавно вот стали открывать детские технопарки «Кванториум». Хорошее дело, но это единственная подвижка за последнее время. И то, сколько денег туда потратили, сложно представить. Такого финансирования никогда не было ни у одной станции юных техников.

Беседовала Наталья Сычева

Рекомендуемые новости