06 декабря 2016

Алюминиевый привкус надежды

 

На глобальном рынке алюминия сейчас идут процессы, которые будут определять расклад сил и направления роста производства и потребления на годы вперед. И ценовые колебания — лишь вершина айсберга.

KMO_128360_01620_1_t218_194948
Фото: Василий Шапошников, Коммерсант.ру

 

Ретроспективный анализ

С января по сентябрь текущего года производство первичного алюминия на планете, согласно информации International Aluminium Institute, выросло на 2,1%, до 20,1 млн тонн. Основной объем выпуска, как и прежде, пришелся на Китай и Северную Америку (США и Канаду). При этом в КНР производство алюминия уменьшилось на 2,7%, до 23,223 млн тонн, в Северной Америке — на 14,8%, до 3,026 млн тонн. Впрочем, в Южной Америке выпуск увеличился на 1,5%, до 1,012 млн тонн, в странах Персидского залива — на 1,2%, до 3,862 млн тонн, в Западной Европе — на 1,0%, до 2,824 млн тонн.

Ретроспективный анализ котировок алюминия на LME за последние три года демонстрирует сперва подъем с $1,770 тыс. за 1 тонну в январе 2014 года до $2,022 тыс. в сентябре, потом слабое проседание в октябре и вновь рост до $2,044 тыс. в ноябре того же года с последующим снижением до $1,482 тыс. в январе 2016 года и медленное колеблющееся повышение до $1,731 тыс. в середине ноября.

Китайский склад

Беспокойство доставляет противоречивый Китай: с одной стороны, его власти давно обещают обуздать производство первичного алюминия в стране. С другой стороны, китайские компании имеют амбициозные планы по увеличению выпуска этого металла. Например, Tianshan Aluminum планирует расширить мощности на 1 млн тонн, East Hope Group — на 680 тыс. тонн, а East Hope Group хочет построить завод на 500 тыс. тонн первичного алюминия в год. При этом чистый прирост мощностей с августа 2015 года по август 2016 года составил всего 0,9 млн тонн.

Китай, скорее всего, продолжит экспорт алюминиевой продукции на зарубежные рынки, благо Национальный банк КНР проводит курс на девальвацию юаня, доведя его до минимальной отметки, зафиксированной в 2008 году.

В свою очередь, незначительный рост в Китае выпуска алюминия сказывается на динамике цен, толкая их вверх. В итоге, будучи в январе 2016 года ниже $1,5 тыс. за 1 тонну, они в первой половине ноября приблизились к отметке $1,8 тыс., но так и не сумели ее пробить.

Прогноз потребления первичного и вторичного алюминия в соответсвии с темпами роста экономики РФ | Станкорепорт.ру
Источник: Коммерсант.ру

В США, которые являются одним из крупнейших рынков для китайской продукции, Aluminium Association попросила Комиссию по международной торговле провести как можно более глубокое расследование деятельности китайских производителей. По словам представителей ассоциации, есть убедительные доказательства поступления китайского алюминия на рынок США через третьи страны, экспорт из которых не облагается ввозными пошлинами. Например, недавно недалеко от города Сан-Хосе-Итурбиде (Мексика) был обнаружен склад, где находится порядка 1 млн тонн первичного алюминия, или примерно 6% от уровня его годового производства на планете. Стоимость хранящегося на нем металла превышает $2 млрд. Создание склада связывают с китайским миллиардером Лю Чжонтянем, владельцем China Zhongwang Holdings. Кстати, сама China Zhongwang Holdings приобрела Aleris, производителя плоского алюминиевого проката, конкурирующего с таким грандом, как Novelis, подконтрольный Hindalco Industries (Индия).

Индийский глинозем

Индия тоже стремится нарастить производство алюминия. Министерство горнодобывающей промышленности Индии попросило топ-менеджмент Nalco подготовить план ее перспективного развития для увеличения выпуска алюминия с нынешних 460 тыс. тонн до 2 млн тонн на основе переработки в полном объеме собственного глинозема вместо его вывоза за границу. Несколько лет назад у компании был такой план, не претворившийся в жизнь из-за высокой стоимости электроэнергии. Вместо этого Nalco начала сотрудничество с Ираном, поставляя туда глинозем. Зато индийский рынок заполонил дешевый китайский алюминий. Несмотря на то что мощности по выпуску первичного алюминия в Индии достигают 4 млн тонн, из них выпуск примерно 1,5 млн тонн простаивает на фоне роста импорта металла в страну. Сей факт заставил руководителей Nalco, Hindalco, Balco, Vedanta Resources обратиться к государственным органам с жалобами и просьбами о помощи. Правительство Индии не осталось равнодушным к их мольбам и подняло пошлины на ввоз первичного алюминия с 5% до 7,5%, тогда как на импорт алюминиевые полуфабрикатов — с 7,5% до 10%. Вдобавок Министерство горнодобывающей промышленности Индии выдвинуло лозунг об установлении минимальных цен на ввозимые изделия под предлогом спасения алюминиевой индустрии и недопущения превращения страны в "свалку" для дешевых иностранных товаров.

Миграция капитала

В страдающих от наплыва китайского импорта США главной интригой 2016 года было разделение Alcoa на две самостоятельные компании. Первая из них, сохранив историческое наименование Alcoa, занимается добычей бокситов, их переработкой в глинозем и производством первичного алюминия. Вторая же, получившая название Arconic, выпускает плоский алюминиевый прокат и в ноябре объявила о заключении долгосрочного контракта стоимостью около $1 млрд с Airbus, касающийся поставок алюминиевых листов и плит. Его действие начнется в январе 2017 года и сделает Arconic единственным поставщиком для ряда деталей самолетов, производимых Airbus.

Менее повезло Noranda Aluminium, признавшей себя еще в феврале банкротом. Для удовлетворения требования кредиторов Noranda Aluminium сначала продала четыре прокатных предприятия производителю теплообменников Granges (Швеция) за $300 млн, потом — алюминиевый завод трейдерской фирме ARG International за $13,7 млн, а затем договорилась с New Day Aluminum о покупке ею бокситового рудника и глиноземного комбината за ничтожные $24,4 млн в форме обеспеченных нот.

Говорить о бесперспективности рынка США было бы неразумно, иначе Hansens Aluminum (ЮАР) не планировала бы открыть экструзионный завод в штате Кентукки. Объем капитальных вложений составляет $18,4 млн. Его запуск ожидается уже в следующем году. Поставки алюминиевых профилей намечено направлять на автомобильные заводы, находящиеся на территории США и Мексики. Предприятие будет иметь выгодное географическое расположение, поскольку в настоящее время наблюдается миграция автопроизводителей с севера США на юг.

В сердце Европы

Нельзя сбрасывать со счетов и Старый Свет. Корпорация Norsk Hydro (Норвегия) вела строительство на заводе Grevenbroich (Германия) дополнительной линии по выпуску алюминиевого проката, необходимого для изготовления корпусов автомобилей. В результате реализации данного проекта стоимостью €130 млн мощности Grevenbroich по производству данной продукции вырастут с 50 тыс. тонн до 200 тыс. тонн. Первая партия проката на новой линии должна быть выпущена до конца текущего года.

Также Norsk Hydro запустила на заводе Neuss новую линию, способную рециклировать до 50 тыс. тонн использованных алюминиевых банок в год. Она обошлась, прямо скажем, недешево --- в €45 млн, зато Neuss расположен в самом сердце европейского рынка, потребляющего ежегодно более 30 млрд банок, или 450 тыс. тонн алюминия. С 2002 года Norsk Hydro вложила свыше €1 млрд в модернизацию предприятий, расположенных в Германии, исходя из их специализации, выпускаемой продукции и структуры заказов.

Любопытным случаем сотрудничества можно считать проект REcycled ALuminium CAR. Он реализуется автоконцерном Jaguar Land Rover совместно с корпорацией Novelis, разработавшей сплав RC5754, содержащий до 75% вторичного алюминия (она пионер в создании ряда алюминиевых сплавов серий 5ххх 6ххх и 7ххх для автомобильной индустрии, не считая семейства сплавов Advanz серии 7ххх). В проекте принимают участие 11 ломозаготовительных предприятий в Великобритании, которые замкнуты в единую систему.

Статистика выпуска

В государствах Центральной и Восточной Европы, к которым International Aluminium Institute относит Россию, производство первичного алюминия упало на 4,6%, до 2,978 млн тонн. Наша Федеральная служба государственной статистики не столь открыта, как International Aluminium Institute, и поэтому данных в тоннаже не публикует. Она лишь показывает в своих материалах, что за девять месяцев текущего года выпуск первичного алюминия в России увеличился на 1,5%, сплавов на его основе — на 11,3%. Производство алюминиевых прутков и профилей выросло на 2,5%, плит, листов, полос и лент — на 12,3%, однако выпуск алюминиевой фольги уменьшился на 11,5%.

Россия продолжает оставаться в зоне деятельности Arconic. В августе входящий в его состав "Арконик СМЗ" (ранее — "Алкоа СМЗ" и Самарский металлургический завод) и корпорация "ВСМПО-Ависма" объявили о начале операционной деятельности совместного предприятия "АлТи Фордж", объединяющего их возможности в производстве крупногабаритных штамповок для авиации.

На "Алюминий Металлург Рус" (АМР, ранее "Алкоа Металлург Рус" и БКМПО) идет интенсивная модернизация технологических мощностей, одновременно предприятие наращивает продажи, увеличивая в них долю экспортных поставок. АМР фокусирует усилия на том, чтобы превратиться в предприятие, занимающее ключевую нишу в выпуске высококачественной продукции для динамично развивающихся отраслей.

"Русал" в своем пресс-релизе, посвященном итогам деятельности в январе--сентябре текущего года, сообщил, что расширил выпуск алюминия на 1,1%, до 2,755 млн тонн. Реализация же первичного алюминия и алюминиевых сплавов поднялась на 4,9%, до 2,896 млн тонн. Практически все предприятия "Русала" не снизили производство. Братский алюминиевый завод сохранил выпуск первичного алюминия практически на неизменном уровне, сделав 752 тыс. тонн металла. Аналогичным образом сложилась ситуация на Саяногорском алюминиевом заводе, изготовившем 395 тыс. тонн. Иркутский алюминиевый завод увеличил производство на 1,2%, до 310 тыс. тонн, Красноярский — на 1,6%, до 768 тыс. тонн, Хакасский — на 1,6%, до 219 тыс. тонн, Новокузнецкий — на 2,2%, до 159 тыс. тонн, Надвоицкий — на 3,7%, до 9 тыс. тонн, Кандалакшский — на 2,7%, до 51 тыс. тонн.

Емкость отечественного рынка алюминиевой продукции в 2016 году сократилась из-за снижения спроса (особенно в строительном комплексе и автопроме). В то же время конъюнктура на внутреннем рынке России немного наладилась. На грядущий 2017 год многие возлагают надежды, ожидая улучшения ситуации, но понимая, что быстрый подъем уровня потребления не предвидится.

 

Автор статьи: Борис Александров
Источник: "Review Металлургия". Приложение № 221 от 29.11.2016

Рекомендуемые новости