12 июля 2017

Использование отечественных комплектующих является необходимым условием технологической независимости и стабильного ценообразования

В самых проблемных секторах доля импорта комплектующих превышает 90%, Минпромторг уже разработал программы по поддержке импортозамещения и предлагает промышленникам создавать кооперации. Машиностроители, в свою очередь, говорят о необходимости продления программ поддержки покупки отечественной техники – это создаст спрос на комплектующие и обеспечит заказы предприятиям.

 


Фото: Минпромторг

По словам директора департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга Евгения Корчевого, в ведомственный проект по развитию компонентной базы для отечественного машиностроения изначально вошли лишь детали для сельскохозяйственного и дорожного машиностроения, но после анализа номенклатуры оказалось, что компоненты универсальны: они применяются в станках, машинах для добычи, в тяжелом машиностроении.

"По трем компонентам импорт зашкаливает - это 90-95%, по подшипникам ситуация чуть лучше. Рынок по этим компонентам в 2016 г. составил порядка 90 млрд руб., в конечном оборудовании их стоимость около 50%. Действия Минпромторга приводят к тому, что количество отечественной техники на рынке увеличивается и спрос на компоненты будет расти", – заявил он.

По мере появления на рынке отечественных аналогов импортируемых компонентов Минпроторг планирует обязать использовать их при производстве техники.

По словам Дениса Мантурова, производители компонентов смогут воспользоваться действующими для промышленников мерами поддержки: субсидии на НИОКР, субсидии ФРП с предоставлением кредита под 1% годовых на первые три года, субсидии на производство и реализацию пилотной партии продукции. Выход министр видит и в создании региональных кластеров для кооперации производителей компонентов и сборщиков.

"Ряд крупных корпораций сами инициируют поиск производителей компонентов", - сказал Мантуров.

Врио губернатора Свердловской области Евгений Куйвашев на примере региона рассказал об успешной кооперации: только в 2016 г. в рамках кооперации малыми предприятиями выполнены контракты на 3 млрд руб.

"Кооперация обеспечивает организацию новых производств и рабочих мест, выступает проводником новых технологий в отрасль и стимулирует модернизацию мощностей. Устойчивые кооперационные связи сложились в таких сферах, как производство железнодорожной техники: только вокруг предприятия "Уральские локомотивы" сегодня работают около 500 компаний малого и среднего бизнеса", - сказал глава Среднего Урала.

Евгений Куйвашев предложил для развития кооперации рекомендовать ведущим корпорациям сформировать программу проведения научно-изыскательских и опытно-конструкторских работ совместно с предприятиями-разработчиками и производителями импортозамещающей продукции.

Директор Петербургского тракторного завода Сергей Серебряков отметил, что у российских предприятий есть успехи в производстве комплектующих, сам завод впервые в России выпустил автоматизированную коробку передач для сельхозтехники и теперь там совместно с двигателестроителями учат коробку "общаться" с мотором – работают над созданием полноценной коробки-автомата.

"У нас в России большие проблемы в литейных и кузнечных мощностях с точки зрения их качества и себестоимости. Необходима специализированная программа для заготовительных производств", - сказал Серебряков.

Также глава завода обратил внимание чиновников на то, что поддерживать импортозамещение комплектующих необходимо за счет помощи производителям техники:

"Мы предлагаем продолжать те меры поддержки, которые есть, они эффективны и зарекомендовали себя очень хорошо. Но это будет безрезультативно, если мы не будем поддерживать рынок, продажи продукции машиностроения: это субсидирование экспорта, приобретения сельхозтехники. Их надо развивать".

Вместе с тем, на стадии подготовки производства действует специальная программа Фонда развития промышленности, с предоставлением заемного финансирования в первые 3 года по ставке 1% годовых, далее – 5%. Для поддержки спроса предусмотрена субсидия на производство и реализацию пилотной партии промышленной продукции, относящейся к средствам производства.

«Многие производители компонентов размещают свои мощности в индустриальных парках и промышленных технопарках, создание которых в регионах мы активно поддерживаем, - отметил Денис Мантуров, - Один из ярких примеров – индустриальный парк «Заволжье» в Ульяновской области, где размещено несколько производств глобальных лидеров станкоинструментальной отрасли».

Кроме того, участники заседания остановились на вопросах развития кооперации между конечными сборщиками и комплектаторами. На сегодняшний день в России уже есть много примеров успешного участия отечественных машиностротелей в создании конечной продукции крупнейших мировых компаний. По словам Министра, этот опыт необходимо расширять. Для этого необходимо активнее использовать механизмы создания межрегиональных кластеров, которым предоставляется соответствующая субсидия.

Также на мероприятии были рассмотрены предложения Минпромторга России подготовленные по ведомственному проекту «Развитие отечественной компонентной базы для отраслей машиностроения».

Рекомендуемые новости